ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАЙНАЯ КИРГИЗИЯ

В областной общественно-политической газете» Атырау «от 13 октября 2023 года №82 опубликована статья заместителя руководителя Центра изучения историко-культурного наследия Атырауской области Фархада Байдаулетова» Тайная Қырынтобе".

В данной статье приводится историческая информация, касающаяся небольшой горки под названием «Қырынтобе» в Кызылкогинском районе вблизи населенного пункта Быкылдакты.

Для тех, кто знаком с этой статьей, ниже мы представляем вашему вниманию текстовую версию исследовательской работы.

Тайная Киргизия

Результаты исследований показывают, что Атырауский регион является регионом, населенным народами еще раннего каменного века. В настоящее время многие древние поселения и захоронения, датируемые с тех пор, были идентифицированы и уточнены сегодня. Концентрация народов в регионе с незапамятных времен означала, что природные особенности нашей области, расположенной в северных и северо-восточных предгорьях Каспийского моря, были идеальными для жизни. Наши песчаные поля, занимающие значительную часть нашего края, были удобны для поселения с травой Нарынских, Тайсойганских и каракумских Песков, обильными грунтовыми водами. Стоит отметить, что все старые поселения определены в этих местах. Большой вклад в эту область внесли специалисты Атырауского областного центра исследований историко-культурного наследия (далее – центр), который в настоящее время проводит комплексные исследования. Центр провел изыскательскую работу в архивах страны и соседних стран, организовал многочисленные исследовательские экспедиции на территории области. В результате один может не знать, что за последние десять лет было опубликовано около 20 печатных изданий, написанных на научной основе. В настоящее время с ними можно ознакомиться в библиотеках города и районов.

Конечно, есть немало других сведений об исторических местах и местах, относящихся к Атыраускому региону, но в этой статье приводится историческая информация, относящаяся к небольшому холму под названием «Қырынтобе» в районе Кызылкогинского района, недалеко от населенного пункта Быкылдакты.

Холм "қырынтобе" представляет собой естественный холм протяженностью 1,5 км и шириной около 200 метров, простирающийся с юго-востока на северо-запад. Расположен в 19 км к северу от села Сагиз, в 1,5 км к югу от населенного пункта Былыклдакты.

Общее название городище "Қырынтобе" связывают с большим количеством бойцов в конфликтах между калмыком и казахами. В настоящее время здесь находится большой казахский некрополь «Дулатмола», относящийся к периоду XVII–XIX веков. Доктор исторических наук, известный энограф С. Ажигали в научном отчете исследовательской экспедиции, проведенной на этой территории в 2004 году, приводит следующие сведения о «Дулатмоле». По словам местного жителя клана Адай-мунал-Беимбет Мажекова Дәрібалы, 1936 года рождения, в могиле Кенжын-Тобе похоронен один из детей Асана Күңге по имени Дулат. Эта информация подтверждается стихотворением Мурата Монкеулы в сборнике «три Киян»: «Актобе и Курганша, место, где Асан горе баба построил дом из красного камня, десять лет просидел в целости и сохранности». В этом же районе, в районе села Караколь, расположены города Актобе и Курганша.

На надгробиях, изготовленных из песчано-известняка, характерного для девятнадцатого века материала могильника Дулатмола, арабским шрифтом написано, что похоронены умершие кланов Адай и Кете. Кроме того, из горных камней можно найти надгробные знаки и могилы в виде надгробных ограждений. В целом тенденция к установке таких надгробий очень распространена в западном регионе страны, то есть на территории Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Актюбинской областей. Это означает, что на большинстве могил наших предков в этих регионах были установлены надгробия с их именами, и известно, где именно они были похоронены. А в других регионах, кроме вышеуказанных областей, таких массовых надгробий нет. Однако, поскольку надписи на надгробиях написаны арабскими буквами, многие не знают места захоронения своих дедов из-за их неспособности их прочитать. В настоящее время Центром исследований издана книга-альбом «эпиграфические памятники казахов Атырау» в трех томах с переводом таких надгробий арабскими буквами, и в дальнейшем планируется выпустить следующие его Тома. А казахский перевод надгробий в Дулатмоле будет представлен вашему вниманию в ближайшее время.

Из надписей на надгробиях региона ясно видно, что в XIX-начале XX в. преобладало влияние татарских мулл. Дело в том, что в надписях там часто употреблялись татарские слова. Появление таких, концентрированных надгробий в Атырауском регионе охватывает период с 1815 по 1930 годы. Их можно разделить на три этапа. Первый этап, период 1815-1900 годов. Надгробия этого периода были обработаны на уникальном верхнем уровне и отмечены изображением различных орнаментов, украшений, оружия и предметов домашнего обихода, то есть на верхнем уровне искусства резьбы по камню. Кроме того, надписи на нем содержат много священных писаний Корана и мусульманских религиозных слов на надгробиях. Второй этап, охватывающий 1900-1930 годы. На надгробиях в течение указанного периода, как и на первом этапе, убыло больше украшений и в большинстве случаев было полностью приостановлено. Надписи на них также были написаны арабской эпиграфикой, сохранилось написание слов и стихов, характерных для мусульманской религии. Есть также надгробия, написанные латинскими буквами. Мы видим, что на третьем этапе распространения надгробий, то есть после 1930-х годов, надписи не только обменивались на кириллицу, но и ее материал был просто сделан из бетона и не использовались слова, связанные с мусульманской религией. Ведь из истории известно, что после этого периода советским правительством были изгнаны муллы на казахских землях и были ограничения на распространение религии.

В общем, так можно проследить образование надгробий на Земле Атырау, хотя самое старое надгробие оказалось в некрополе Дулатмола в Қырынтобе. Его постановка 1693 года высечена на надгробии арабскими цифрами. К сожалению, надписи сохранились не полностью, только номер» 1693 " и выгравированный символ ру с тремя ранее не встречавшимися углами внизу и линией вверху. Кроме того, на бровях выгравирован казахский орнамент. Наличие старых каменных вывесок на этой территории закономерно. Ведь в прошлом году специалисты исследовательского центра обнаружили у села Сагиз первый в Атырауском регионе балбалтас, относящийся к эпохе Огузов-кыпчаков ІХ-Х веков. В ходе археологических раскопок на месте, где был обнаружен Балбал, было установлено, что это был храм ораналскана, и можно было обнаружить, что Балбалтас был культовым идолом.

Возникает вопрос, откуда взялись надгробия на земле Атырау?! В основном большая часть надгробий широко распространена на левом берегу реки Урал, то есть на Бухарской стороне. А в Самарской части Урала встречается редко, видимо, не так просто было переправиться через реку Урал. Вместе с тем, в архивных фотографиях встречаются фотографии торговли надгробиями в ХІХ – начале ХХ в. в Копе. Населенный пункт копа расположен в 18 км к юго-востоку от села Сагиз. В то же время преобладает мысль о том, что надгробия были привезены из северо-восточных регионов. Ведь материал надгробий, часто встречающихся в регионах Актюбинской области, граничащих с Оренбургской областью России, такой же, как и у нас.

Подводя итог, можно сказать, что на территории Кызылкогинского района находится на переднем плане по количеству значительных памятников старины. Мы постарались показать сами исторические артефакты на склонах небольшого городка. Кроме того, 6 курганов, относящихся к раннему железному веку, на сегодняшний день включены в список памятников истории и культуры. В дальнейшем будут проводиться археологические раскопки, будут и другие открытия.

Байдаулетов Фархад Жолдаскалиевич

Яндекс.Метрика